Марийские Соловки: взгляд изнутри (рассказ паломника)

Неделю подготовок, сборов, и мы, курсанты I курса Православных образовательных курсов имени святого священномученика Адриана Троицкого, стоим на остановке, ждем своего водителя Алексея, который любезно предложил нас отвести в отдаленный уголок от города нашей республики в село Красная речка Оршанского района. Накануне были куплены продукты, испечены пироги, мы, первокурсники, собираемся в свою первую паломническую поездку. Ранним утром, белым-бело, ночью шёл снег, красота! К нам подъезжает наш водитель и мы садимся в автомобиль. Алексей, наш водитель, вежливо предлагает нам прослушать утреннее молитвенное правило, мы отказываемся (мы уже прочитали) и слушаем аудиолекцию Трудов Преподобного Силуана Афонского о гордости, самоосуждении и смирении. Каждый думает о своём, едем тихо, стараясь вникнуть в слова Преподобного. По пути мы встречаем вдоль дорог храмы: Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Оршанке, Церковь Вознесения Господня в Шулке, Храм Преображения Господня в Лужбеляке. Дорогу перебегает нам лисичка, размахивая хвостом. Дорога скользкая, наш водитель, снижает скорость движения, мы начинаем смотреть на часы: успеем ли мы на Божественную Литургию? Но Слава Богу, мы успеваем.
Вдали виднеется храм, выделяясь среди всех строений. Мы приехали! 73 км пути, скользкая дорога осталась позади, и мы в Красной речке! Поражают нас масштабы храма, названного в честь преподобных Зосима и Савватия Соловецких, основателей иноческого общежития на Соловецком острове. На полном основании храм на Красной речке можно назвать Марийскими Соловками, ведь находится он на северо-востоке республики. Храм поражает своими размерами: огромный каменный богатырь на равнинной местности, вокруг одни поля, деревьев мало, несколько берез охраняют покой этого исполина. Он выложен из красного кирпича, цвет которого имеет разные оттенки: белый, розовый, синий, коричневый. Долгие годы церковь находилась под открытым небом, снег и дожди сделали свою работу, кирпичные стены поддались разрушению, покрылись зеленым мхом. В ходе восстановительных работ был отреставрирован купол, его покрыли оцинкованным железом. Колокольня храма высокая и величественная, без колоколов и без купола.
Мы после крестного знамения, затаив дыхание, входим в Божий храм. Нас удивляют масштабы храма: огромный зал, два придела,
огромные на всю стену старинные фрески, еле рассматриваемые лики Святых Великомучениц: Варвары, Параскевы, Екатерины Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Как в такой глубинке могли создаваться такие шедевры, подобные шедеврам храмов Владимира, Новгорода? Значит в Красной речке жили состоятельные люди, верующие во Христа, которые жертвовали на строительство храма большую часть своих сбережений. Мы подаём записки о поминовении, о здравии, делаем пожертвования. В церковном киоске поражает небольшая картонная коробочка, где корявым почерком написано «Помогите, фрески разрушаются!». Невольно вспоминаются городские храмы, где в церковных киосках стоят блестящие позолотой ящики для пожертвований. Бабушка, божий одуванчик, перебирает деревянными костяшками деревянных счетов, сообщая нам о сумме пожертвований. Рядом с нами, чтобы сделать пожертвования, стоит в очереди молодой папа, с малышом в руках. Узнаем знакомое лицо — это городской прихожанин, он, как и мы, проделал длинный путь из города с ребенком, чтобы побыть на Божественной Литургии в храме Святых Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев на Красной речке.
Начинается Божественная Литургия, мы погружаемся в самое главнейшее христианское богослужение! Служит Литургию отец Евгений, на служение в этом храме его благословил митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совсем недавно. Отца Евгения, мы, горожане, помним, когда он еще был дьяконом, затем проходил сорокоуст и служил в Воскресенском соборе города Йошкар-Олы. Добрый, мягкий, прихожане любят у него исповедоваться. После исповеди у отца Евгения в душе становится легко и спокойно. На Литургии, несмотря на то что в селе Красная речка десять домов, много прихожан: дети, молодые и пожилые женщины, юноши и девушки — редкое явление для современных сельских храмов. На Литургии читаются страницы из Евангелия от Луки (глава 8-я, стихи: 26-39). На исповедь стоят и дети, и молодежь, и пожилые, и мы, паломники. Исповедь, Причастие, проповедь отца Евгения. Мы, наполненные Божией благодатью, слушаем Благодарственные молитвы для причастников и идем в трапезную. Отец Евгений всех паломников приглашает на трапезу. Батюшка остается в храме, у него ещё Крещение младенцев.
Перед нами небольшое деревянное одноэтажное строение с русской печкой. Деревенский аромат супа, вареной картошки, парного молока, накрытый разными яствами стол встречает нас у порога. На скамейке сидит упитанный кот, жмурит глаза, мурлыкая под нос свою песенку. Мы молимся, трапезничаем. В трапезную входит высокий и статный мужчина, с длинными волосами, как у священника, это Игорь Ткаченко, алтарник, электрик, сыродел, наш гид. Он нам рассказывает историю храма, угощает сыром собственного приготовления из козьего молока и вежливо предлагает нам провести экскурсию по территории храма. Мы молимся, благодарим за трапезу и идем на экскурсию.
Экскурсия начинается с котельной храма. Мы спускаемся в небольшой подвал, с кирпичной печкой, отапливаемой дровами. Храм не имеет газового отопления (газ в село не проведен) и отапливается в маленькой кочегарке. Затем нам показывают здание бывшей семилетней кирпичной школы, которая находится в ужасном состоянии, требуется капитальный ремонт. Здание школы выкуплено храмом, и в перспективе планируется здесь построить гостиницу для паломников, рядом с бывшими классами находится небольшая комнатка — временное жилище батюшки, по словам нашего гида Игоря.
Мы проходим вокруг храма, видим кресты-могилы священников, похороненных там, историкам это еще только предстоит выяснить. Вокруг храма небольшие холмы — это мусор, вынесенный из храма, после передачи здания церкви. В советские годы здесь был кинотеатр, а потом зернохранилище, здесь на тракторах заезжали в храм и высыпали зерно. Страшное зрелище наблюдали жители Красной речки долгое время!
Заходим в холодный центральный придел храма в честь свв. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Громадное пространство, к сожалению, он так и не был достроен в начале ХХ века, а долгие годы безхозного состояния сделали свое дело. Отсутствует пол (пол земляной), нет никакой отделки (кирпичные стены). Огромное пространство и в таком состоянии, сердце сжимается от боли!
Затем мы совершаем подъём на колокольню, подымаясь аккуратно, чтобы не замарать руки голубиным пометом, мы останавливаемся на третьем уровне- боимся высоты. Мужчины смелее, бегут на пятый уровень, зазывают нас. Мы, женщины, созерцаем красоту с третьего уровня. Удивительная красота открывается перед нашими глазами: скошенные луга, заготовленные стога сена, деревянные избушки, березы…Красоту не передать словами, её надо видеть! Божественная красота! Мужчины бегом спускаются к нам, и мы уже не боимся замараться, невольно протираем полами юбок грязные от голубиного помёта лестницы колокольни, быстро спускаемся вниз, боимся упасть, боимся смотреть вниз. Страшно! Молимся: Спаси нас Господи!
Игорь нас ведет в храм, где закончилось таинство Крещения. Нам он показывает паперть храма, там ведутся отделочные работы и в перспективе планируется там сделать свечной ящик, принимать требы, чтобы не отвлекать людей в храме во время Литургии. Работы еще очень много, по словам Игоря, денег не хватает, помогает «добрая женщина из Лужбеляка», делает отделку, платят ей символически. Спасибо Господу, что мир не без добрых людей! Игорь нам рассказывает нам о святынях храма: «Неопалимая Купина», «Успение Богородицы» уникальные по истории их появления в церкви.
  Объясняет нам, почему в храме постелены на полу ковры: плитка покорёжена, неровна и стоять на ней физически прихожанам невозможно.
У выхода из храма нас встречает батюшка, отец Евгений, мы просим благословления и благодарим за теплый приём. Затем просим батюшку и Игоря сфотографироваться с нами на память. Фото сделано, мы прощаемся и уезжаем. Потрясенные увиденным, наполненные Божией благодатью, мы отправляемся в путь.
Последняя остановка в нашей паломнической поездке – источник Святой Троицы в деревне Большой Кугланур. Доехав до деревни, мы идем пешком по грязным улицам, дороги нет, проехать на машине невозможно. Мы с пластиковыми бутылками спускаемся к источнику. Уникальное место: здесь берет начало река Малая Кокшага.

На источнике стоят столики, две купели: мужская и женская. Мы умываемся, пьем воду из святого источника, берем воду и идем к машине. По дороге продолжаем слушать Преподобного Святого Силуана Афонского и думаем вновь: как же нам избавиться от гордости? Слушая Преподобного, кажется всё так просто: надо отсечь свою волю, только и всего…Я считаю, на все воля Божья.
Спасибо Господу за прожитый день, за то, что мы смогли побывать в селе Красная Речка, увидеть красоту удивительного величественного храма в честь Преподобных Святых Зосимы и Савватия Соловецких, познакомиться с необычными людьми этого села, которые смогли восстановить из руин этот величественный храм и продолжают восстанавливать его, несмотря на отсутствие финансовой поддержки. Мы, православные, в свою очередь, не должны оставаться равнодушными и «с миру по нитке» помочь в восстановлении этого храма. Спаси Господи всех, кто принимает и принимал участие в восстановлении этого храма. Слава Богу за всё!

Автор: Галина Шолнерова, I курс Православных образовательных курсов имени святого священномученика Адриана Троицкого.

(414)

6 комментариев

  1. Дмитрий

    Очень интересный рассказ. Все описано в полном объёме, когда читал ,представлял себя там) Ранее не знал об этом удивительном храме.
    Хотелось бы самому там побывать.
    Спасибо автору за этот очень познавательный рассказ.

    1. священник Евгений

      Приезжайте, будем рады видеть 🙂
      Служим каждую субботу вечером, воскресенье утром. И большие праздники. Также из Йошкар-Олы организовываются паломнические поездки.

  2. Дмитрий

    Уважаемый модератор. Если есть такая возможность, исправте переход предложений около фотографий. А то получается что переход идёт сбоку фотографии и читать столбиком неудобно. За ранее спасибо

  3. matoggi

    Добрый день! Хотелось бы поподробнее узнать о названии местности — Марийские Соловки, кто автор сего названия, имеет ли оно историческую подоплеку или является результатом творческой деятельности?

    1. Добрый день! Связь не столько историей, сколько храмом есть, потому что главный придел храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. И храм один из самых северных храмов Йошкар-Олинской и Марийской епархии (после того как выделилась Волжско-Сернурская епархия). И конечно, есть доля творчества. Т.е. здесь всего понемногу, и святые преподобные, и география внутри храма и творческий момент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *