История Зосимо-Савватиевского храма с. Красная Речка

Починок при речке Красной (Краснорецкой починок) Кадамской волости Яранского уезда был основан в 20-х годах XIX века переселенцами из более северных уездов Вятской губернии. Он относился к приходу Троицкой церкви села Салобеляк. Однако до Салобеляка отсюда было неблизко, а в осеннюю и особенно весеннюю распутицу добраться было вообще сложно. Это побудило прихожан Краснорецкого и соседних с ним починков, а также ранее существовавших в округе марийских деревень обратиться с ходатайством об открытии отдельного прихода. Выбор пал на починок при речке Красной с его удобным месторасположением и довольно населенным: в 1859 году здесь насчитывалось 18 крестьянских дворов со 168 жителями.

Ходатайство было удовлетворено. 28 декабря 1859 года по Указу Святейшего Синода из окрестных селений, относящихся к приходам сел Салобеляк и Пектубаево, был образован новый приход. Починок Краснорецкой получил статус села с названием Красное.

В клировых ведомостях церквей Яранского уезда за 1866 год отмечено: в 1861 году тщанием прихожан построена деревянная на каменном фундаменте церковь. Престол один — во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев». Храм был освящен 26 ноября 1861 года.

Далее в клировых ведомостях содержатся следующие сведения:

«Священник — Николай Андреевич Селивановский, пономарский сын, 29 лет. Окончил Вятскую семинарию в 1860 году с аттестатом 2 разряда. Знает три проповеди. В этом же году 20 ноября произведен в священника на настоящее место. Поведения очень хорошего.

Дьячок — Иоанн Иоаннович Изергин, пономарский сын, 24 года. Окончил Яранское духовное училище. 1 июня 1861 года Преосвященным Агафангелом, Епископом Вятским, определен в село Красное на пономарское место, а затем посвящен в стихарь.

Пономарь — Дмитрий Петрович Фокин, дьяконский сын, 22 года. Из учеников Нолинского духовного училища 1853 года. В июле 28 числа 1866 года был переведен на настоящее место.

Просфорница Вера Евстратиевна Попцова, 55 лет».

Прихожанами в то время являлись жители села Красного и русских починков Новоложа (Котенков), Красной Горки, Чинданура, Казандаева, а также новокрещане-мари деревень Нолвож (Новолож) и Лужбеляк Кадамской волости; русских починков Кремлевского, Мушинского, Шишурского, новокрещане-мари починка Верховойского и деревень Большой Кугланур и Малый Кугланур Тожсолинской волости. В общей сложности это 116 дворов с 1698 жителями.

В 1882 году губернский статистистический комитет предложил Вятской духовной консистории разослать всем священникам анкету с вопросами для выяснения жизни народонаселения. «Прихожан 2480 душ обоего пола, — сообщал в ответах на вопросы священник села Красного Василий Селивановский, — в том числе крещеных черемис 1010 душ, остальные русские православные. Исключительное занятие земледелием развивает между жителями дух миролюбия и взаимопонимания. В экономическом отношении замечательно вообще довольство — бобылей нет вовсе… К церкви прихожане усердны, кроме черемис. Пьянства в рабочее время вовсе не видно, но в два храмовых праздника в течение 3 дней оно бывает едва ли не поголовно. Преступлений нет — в течение 10 лет были только два случая убийства конокрадов. К бедным, нищим и пострадавшим от пожаров сострадательны, особенно к последним, к коим являются со скорой помощью».

С ростом населения небольшой деревянный храм становился тесен, особенно в праздники. Вопрос о строительстве каменной церкви был решен положительно. Большую роль в возведении нового храма сыграл священник Василий Селивановский, напоминавший прихожанам о христианском долге и безотлагательном начале сбора средств. В результате к осени 1889 года было заготовлено 500 тысяч штук кирпича. Предполагалось возвести теплый храм в 40 квадратных саженей и летний (холодный) в 32 квадратные сажени.

12 ноября того же года губернским инженером Андреевым в присутствии благочинного священника села Салобеляк Михаила Завойского, настоятеля Краснореченского храма Василия Селивановского, псаломщика Александра Снегирева, церковного старосты Фирса Кошкина и строителя Ивана Ушакова была осмотрена местность на месте будущего храма. Была вырыта яма в 2 с половиной аршина глубиной — грунт оказался крепко глинистым, вполне надежным для поддержания тяжести стен и сводов.

Теплый храм был заложен 3 июня 1890 года. Строительство его завершилось в июне 1894 года. 18 декабря 1895 года благочинный священник села Салобеляк Савва Наумов пишет Епископу Вятскому и Слободскому Сергию: «Имею честь доложить Вашему Преосвященству, что 12 дня сего декабря месяца в новоустроенном каменном храме села Красного совершено мною по благословению Вашего Преосвященства освящение правого придела в честь Пресвятыя Богородицы «Утоли моя печали». При сем долгом считаю донести, что крестьянин деревни Чинданура Евфимий Минеев Лаптев пожертвовал на устройство сего храма 2000 рублей. Жертва эта вызвана следующим образом: в марте месяце 1893 года родной брат Евфимия Емельян Минеев Лаптев, крестьянин-старик, имевший в семействе своем только жену свою, злоумышленником был зарезан вместе с нею и ограблен. Виновник скоро, нашелся — найдены и похищенные им деньги (около 10 тысяч рублей). Будучи единственным наследником брата, Евфимий из сих денег пожертвовал 2 тысячи на устройство храма. Благодаря этой жертве, при скудных средствах церкви и церковно-приходского попечительства, приготовлен был к освящению правый придел храма».

Левый придел теплой церкви был освящен 12 декабря 1903 года в честь святых благоверных царей Константина и Елены.

А 20 июля 1908 года был заложен холодный храм во имя святых Зосимы и Савватия, чудотворцев Соловецких. К событиям 1917 года внутренние работы в нем еще не были завершены.

Стоит заметить, что в 1891 году село Красная Речка входило в Лужбелякское сельское общество Кадамской волости Яранского уезда. В то время в нем было 53 двора и 318 жителей.

В 1912 году к приходу относились 13 окрестных селений расстоянием от него от 1 до 7 верст. Прихожан насчитывалось 2443, из них русских 1899 и крещеных мари 1494 (статистика по приходу). Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика.

На хорошем счету была здешняя церковно-приходская школа, где плодотворно трудился ее основатель и законоучитель священник Василий Селивановский. В 1898 году Епархиальное управление отметило ее как одну из лучших в Яранском уезде. В том же году школу удостоил своим посещением Преосвященный Алексий, Епископ Вятский и Слободской, признавший ее образцовой. Подробнее о школе по ссылке.

После о. Василия Селивановского священнослужителями Зосимо-Савватиевского храма (по данным до 1918 года) были о. Николай Вылегжанин (до апреля 1904 года), Священник Евлампий Флоров (май 1904 г), о. Петр Печеников (1904-1908 годы), о. Сергий Дьяконов (1907), о. Василий Изергин (март 1908 — ноябрь 1911), о. Константин Петров (май 1909 -1933), о. Николай Бахтин (12/25.05.1900–22.04.1943).

Дьяконское служение несли Петр Овчинников (1901-1904), Сергий Дьяконов (1904-1907), Леонид Ильин (1912 — октябрь 1916), Гордий Чеботаев (октябрь 1916 — июль 1917).

Псаломщики: Александр Снегирев (1901-1905), Петр Теплящин (1905-1907), Симеон Ашаев (1912-1913), Евстигней Шабадаков (1914-1918 и далее).

В августа 1937 года был арестован последний священник Николай Кириллович Бахтин, который служил в этом храме. Храм был закрыт перед самой войной — 19 мая 1940 года, впоследствии использовался под зернохранилище.

И вплоть до середины 2000 года на нем лежала печать запустения — ни оконных рам, ни дверей. Сквозь дырявую крышу лил дождь и сыпал снег. Здание долгие годы использовалось в качестве колхозного склада. И все же храм этот в сравнении с другими в Оршанском районе подвергся наименьшему разрушению. Возможно, потому, что был на отшибе, в отдалении от тогдашних райцентров — Оршанки и Пектубаева. Даже кресты не были сброшены ни с колокольни, ни с большого купола. Накупольный со временем, правда, все-таки рухнул — но в результате саморазрушения.

Только через 60 лет после закрытия, в августе 2000 года, в селе был вновь образован церковный приход и в храме начали совершаться богослужения.Настоятелем был назначен священник Сергий Кожевников. Подлатали крышу, навесили двери, оконные проемы затянули полиэтиленовой пленкой, внутри установили три немудреные печки. В октябре того же года здесь начались богослужения. В храм пошел народ из Немдежа, Лужбеляка, Кугланура. Разумеется, и свои, краснореченские, хотя их совсем мало: село почти обезлюдело. Церковь приобретает обжитой вид, однако всерьез говорить о ее полном восстановлении пока не приходится.

18 июня 2013 года архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил придел храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Готовится к освящению левый придел в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Еженедельно и по большим праздникам здесь совершаются богослужения. Сегодня это нарядный храм внушительных размеров с покрытой свежим металлом кровлей и чисто убранной территорией.

Почитаемая святыня храма — икона Божией Матери «Неопалимая купина» письма ориентировочно конца XIX в, н. XX в.

На территории прихода в д. Малый Кугланур над святым источником возведена часовня, освященная в честь Пресвятой Троицы. Этот источник является истоком р. Малая Кокшага.

На территории прихода в д. Лужбеляк в здании бывшего детсада действует приписной храм Преображения Господня. Ежемесячно здесь совершаются богослужения.

(314)